Влияние ветра на клев рыбы

Мне хотелось бы поделиться с рыболовами некоторыми своими наблюдениями о роли ветра при ужении рыбы. В своем труде «Рыбы России» Л. П. Сабанеев пишет о влиянии ветра на клев рыбы: «Весьма желательно, чтобы образованные рыболовы-любители обратили внимание на эти различные приметы и проверили и дополнили бы их своими наблюдениями и замечаниями простых рыбаков».

В одну из своих командировок по Одесскому округу летом 2000 года я, как всегда, захватил с собой рыболовные принадлежности. Рядом с поселком, в котором я поселился, находилось до десятка прудов, но лишь три из них были с водой, но мелкие — другие оказались без плотин. Все три пруда были расположены один за другим по длинной пологой балке. Я расспросил о прудах и о рыбе жителей, но никто ничего толкового о них не рассказал.

Как-то я пошел на пруды. Около одного, самого большого, долго стоял и смотрел на спокойную поверхность воды. Пруд казался безжизненным... Кое-где у берегов росли невысокие камыши, они отражались в воде, слегка наклонив кисти верхушек. Но вот на самой середине я увидел расходящиеся круги от всплеска крупной рыбы...

После заката солнца поднялся небольшой ветер,— у рыболовов это нехорошая примета: с вечера ветер — утром будет непогода. Так и оказалось. Встал я еще затемно. Утро только угадывалось в начинавшем сереть небе. Ветер усиливался. Я решил рыбачить у самой плотины, у ивняков,— там было тише да и наибольшая глубина была там.

Размотал одну удочку и измерил глубину — меньше метра... Стал приготавливать вторую удочку. Но что это такое? Мне показалось, что поплавка не стало... Тихонько потянул удочку и сразу же почувствовал, что взялась довольно крупная рыба... Это был червонно-золотистый карп, немного более полукилограмма. Лихорадочно быстро переменил червяка и, закинув, стал следить за поплавком. Через какую-нибудь минуту он медленно потянулся в бок и скрылся под водой... Этот карп оказался побольше.

Ветер усиливался. По пруду ходили волны. Но там, где я ловил, поверхность воды была почти спокойной. Не забрасывая второй удочки, я продолжал ловить только на одну. Рыба бралась почти непрерывно. К восходу солнца у меня было уже более полутора десятка крупных карпов — таких же, как первый. Червонно-золотая чешуя с темным зеленоватым отливом, почти черная, говорила за то, что карпы этого пруда — жители ила... После восхода солнца клев прекратился. Да и пора уже было кончать. Уложив рыбу в плащ, пошел домой.

Прошла неделя. Как и в прошлый раз, с вечера стояла ветреная погода, а на следующее утро ветер еще более усилился. На этот раз он дул в противоположном, северном направлении. В полумраке утра я забросил обе удочки. Ветер гнал поплавки к берегу. Приходилось часто перезакидывать. Рыба не брала... Наконец, убедившись в бесполезности сиденья на этом месте, перешел на другое, где ветер меньше донимал и, просидев часа два, вытащил одного небольшого карпенка и на этом кончил рыбную ловлю.
С тех пор прошло много лет. И вот произошел случай, при котором ветер сыграл совершенно иную роль.

Наш экспедиционный отряд базировался в поселке Саран-пауле на берегу судоходной Ляпини, являющейся продолжением Сосьвы, так часто упоминаемой Л. П. Сабанеевым в своем труде «Рыбы России», Это были богатые места рыбной ловли. До глубокой осени каждый выходной день я посещал их. Ловил преимущественно на Сосьве с лодки, дорожкой. Иногда попадались крупные таймени. Но наиболее интересное воспоминание осталось об одной ловле на озере, расположенном в трех километрах от Саранпауля.

Как-то в один из выходных дней мы отправились туда с приятелем, старым рыболовом. Берег озера, к которому мы вышли, оказался сухим, высоким, поросшим крупным сосняком. Кое-где у берега рос невысокий тростник. Начало ловли не сулило удачи. Часам к десяти мы поймали несколько плотвичек средней величины, с полдесятка окуней и несколько ершей.

К полудню поднялся довольно сильный ветер,— он возник неожиданно. Озеро окружал со всех сторон высокий лес, и ветер не мог оказать серьезной помехи нашей ловле, хотя и дул в направлении нашего берега. Я не люблю ветра при рыбной ловле. Однако тут ветер в первый раз, на моей памяти, оказал дружескую услугу...

Клев делался все более и более интенсивным. Стали попадаться довольно крупная плотва и окуни. Ветер гнал к нашему берегу какую-то зеленовато-серую массу... «Цветет вода-то,— подумал я,— как будто не полагается быть хорошему клеву в это время»... Но, несмотря на все это, клев усиливался. Сначала я ловил на три удочки, но ветер затруднял забрасывание лесок, и я вскоре убрал две из них,—я успевал ловить только одной. Не успевало грузило дойти до дна, как рыба хватала на лету и надежно заглатывала насадку. Уже не приходилось менять червяка, оставалось только поправлять на крючке оклевыша. Вода словно кипела от всплесков рыбы. Ловились крупная плотва и окунь, изредка средней величины язи и даже схватила одна щучка в полкилограмма весом.

В первый раз я попал на такой веселый клев! Прикинул на глаз вес пойманной рыбы; была уже тяжелая ноша,— следовало бы кончать. Я решительно бросил на берег удочку и пошел искать соседа. Когда подошел к нему, он боролся с какой-то крупной рыбой, выводя ее из тростника, куда та утащила снасть.

— Давай кончать, Мартемьяныч! Ведь не унести нам столько рыбы, да и испортить ее недолго, смотри, какая жара сегодня будет.
— Дай последний разок закинуть — прощальный.,. Видишь, какие лешие сегодня ловятся.— Сказал он, снимая с крючка вытащенного им крупного окуня...

Тут же, поймав «прощального» окуня, он сказал:

— Ты знаешь, что эдакий клев только на Петров день и бывает. Вот приходи ты сюда завтра и ничего уже не будет, а если и начнет браться, то куда-а хуже...

Петров день был, конечно, не при чем. Я уже догадывался о причинах такого необычайного клева. Подойдя к воде, я зачерпнул в стакан немного этой цвели и внимательно посмотрел на солнце. В стакане копошилась масса каких-то мелких существ, едва заметных невооруженному глазу. Планктон. Ветер пригнал его к нашему берегу. За ним и пришла сюда озерная рыба.